Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МАОУ «СОШ № 21» «Байкальская перспектива»
1.

Общие положения

Настоящее положение регламентирует содержание и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
перевод в следующий класс, соответствующие права, обязанности и
ответственность участников образовательного процесса, должностных лиц
и разработано в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (п. 10 ч.3 ст.28);
• Федеральным Законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных
данных»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.06.2000 № 1884 (в ред. от 17.04.2001 № 1728) «Об утверждении
положения о получении общего образования в форме экстерната»;
• Федеральными государственными образовательными стандартами;
• Уставом образовательного учреждения.
1.2. Действие
настоящего Положения распространяется на всех
обучающихся, принятых в ОО на обучение
по основным
общеобразовательным программам начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования, а также на родителей (законных
представителей) обучающихся и педагогических работников, участвующих
в реализации указанных образовательных программ.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается текущим контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся, которые
осуществляются на основе системы оценок.
1.4. В настоящем Положении использованы следующие определения:
• оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени
соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям;
оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень
1.1.

развития
интеллекта,
навыков,
умений,
компетенций,
характеризующие учебные достижения учащихся;
• отметка - это результат процесса оценивания, количественное
выражение учебных достижений, учащихся в баллах;
• текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка
знаний учащихся, проводимая учителем на учебных занятиях в
соответствии с учебной программой;
• промежуточная аттестация учащихся - процедура, проводимая с
целью определения степени освоения образовательной программы
соответствующего уровня, в том числе отдельной ее части, учебною
предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы и
является основанием для решения вопроса о переводе учащегося в
следующих класс.
1.5. В соответствии с Уставом школы текущий контроль успеваемости
обучающихся Школы осуществляется по пятибалльной системе.
Полученные обучающимися отметки выставляются в классный журнал. В
школе вводиться промежуточная аттестация учащихся в соответствии с
типовым положением об образовательном учреждении. Во всех классах
начального, основного общего, среднего (полного) общего образования
сохраняется традиционная форма поурочного балла: 5(отлично),4
(Хорошо),3(удовлетворительно),2(неудовлетворительно). Для учащихся
первого и второго классов вводиться без отметочная аттестация. В
3.4,5,6,7,8,9 классах промежуточные итоговые отметки в баллах
выставляются за учебную четверть по предметам.
1.6. Для
учащихся 9 классов итоговая оценка выставляется как
среднеарифметическое годовой, экзаменационной.
оценка «5» (отлично) ставится, если ученик четко, логично излагает
теоретический материал,
свободно
владеет понятиями
и
терминологией, хорошо видит связь теории с практикой, легко
выполняет практические задания, умеет сделать выводы, сравнения,
обобщения;
• оценка «4» (хорошо) ставится, если ученик отвечает на большинство
вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность
усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к
самостоятельным выводам, применяет теорию на практике;
• оценка
«3»
(удовлетворительно)
ставится,
если
ученик
демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов,
формулировок, математических и иных формул и т.п., однако
затрудняется что-либо объяснить;
• оценка «2» (плохо) ставится, если ученик отличает какой-либо
процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда их
предъявляют ему в готовом виде;
1.7. В
первом, втором классе исключается система балльного
(отметочного)
оценивания
успешности
усвоения
учащимися
общеобразовательной программы посредством ежедневной проверки
•

полноты и качества выполненных ими работ, завершающейся дачей
необходимых индивидуальных рекомендаций обучающимся и (или) их
родителям (законным представителям) по достижению планируемых
образовательных результатов согласно основной общеобразовательной
программе начального общего образования; применяется словеснообъяснительная оценка; вводится накопительная система оценки по
Портфолио учащегося.
2.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости

Текущий контроль успеваемости обучающихся представляет собой
совокупность мероприятий, включающую планирование текущего
контроля по отдельным учебным предметам (курсам) учебного плана
основной общеобразовательной программы, разработку содержания и
методики проведения отдельных контрольных работ, проверку (оценку)
хода и результатов выполнения обучающимися указанных контрольных
работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки),
осуществляемых в целях:
• оценки индивидуальных образовательных достижений, обучающихся
и динамики их роста в течение учебного года;
• выявления
индивидуально значимых и иных обстоятельств,
способствующих или препятствующих достижению обучающимися
планируемых
образовательных
результатов
освоения
соответствующей общеобразовательной программы;
• изучения и оценки эффективности методов (методик), форм и
средств обучения, используемых в образовательном процессе;
• принятия организационно-педагогических и иных решений по
совершенствованию образовательного процесса.
2.2. Проведение
текущего контроля успеваемости направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально
эффективным образом для достижения результатов освоения основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС).
2.3. Предметом текущего контроля является способность обучающихся
решать учебные задачи с использованием средств, релевантных
содержанию соответствующих учебных предметов, в том числе на основе
метапредметных действий. Под средствами, релевантными содержанию
учебного предмета, понимаются:
• система
предметных знаний, включающая опорные знания
(ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы), усвоение которых
принципиально необходимо для успешного обучения, и знания,
дополняющие, расширяющие или углубляющие опорные знания, а
также служащие пропедевтикой для последующего изучения других
учебных предметов;
• действия с предметным содержанием (предметные действия),
2.1.

предполагающие использование адекватных знаково-символических
средств; моделирование; сравнение, группировку и классификацию
объектов; анализ, синтез и обобщение учебного материала;
установление связей (в том числе причинно-следственных) и
аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация
информации.
2.4. Текущий контроль осуществляется в следующих формах:
• устные и письменные индивидуальные опросы;
• самостоятельные и проверочные работы, комплексные работы;
• устные и письменные контрольные работы, и зачеты;
• сочинения, изложения, диктанты (могут содержать творческие
задания);
• практические и лабораторные работы;
• выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической
культуре (виду спорта);
• защита проектов, рефератов, творческих, учебно-исследовательских
работ;
• тестирование,
в том числе с использованием контрольноизмерительных материалов, информационно-коммуникационных
технологий.
2.4.1. Формы и периодичность текущего контроля успеваемости
учащегося учитель определяет самостоятельно в соответствии с учебной
программой предмета с учетом контингента учащихся, содержания
учебного материала и используемых им образовательных технологий,
отражает в рабочей программе.
2.4.2. Заместитель
директора школы контролирует организацию
текущего контроля успеваемости учащихся, оказывает при необходимости
методическую помощь учителю.
2.4.3.
При организации текущего контроля успеваемости учащихся в
классах, перешедших на федеральный государственный образовательный
стандарт, проводятся следующие мероприятия:
• оценивание достижения планируемых результатов - личностных,
метапредметных, предметных с использованием комплексного
подхода;
• организация работы по накопительной системе оценки в рамках
Портфолио учащихся;
• систематизация
материалов наблюдений (оценочных листов,
результатов диагностик и наблюдений):
• проведение текущих и итоговых стандартизированных работ по
русскому языку, математике, окружающему миру, литературному
чтению и т.п.
2.5. Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года,
определяется рабочими программами учебных предметов с учетом
планируемых
образовательных
(предметных
и
метапредметных)
результатов освоения соответствующей основной общеобразовательной

программы. График проведения административных и мониторинговых
контрольных работ согласовывается с заместителем директора школы в
начале каждого учебного года и является открытым для всех
педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
2.6. Содержание и порядок проведения отдельных контрольных работ,
включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения,
разрабатываются учителем с учетом следующих требований:
• содержание
контрольной
работы
должно
соответствовать
определенным предметным и метапредметным результатам,
предусмотренным рабочей программой учебного предмета;
• в контрольную работу включаются задания, которые успешно
выполняются обычно не менее чем одной третью обучающихся;
трудные (успешно выполняемые менее 1/3) задания могут
использоваться на индивидуальных и групповых факультативных
занятиях с наиболее способными обучающимися, а также при
проведении предметных олимпиад и конкурсных мероприятий для
обучающихся;
• устные
и письменные контрольные работы выполняются
обучающимися
в
присутствии
учителя;
отдельные
виды
практических контрольных работ (учебно-исследовательская работа,
разработка осуществление социальных проектов) могут выполняться
полностью или частично в отсутствие учителя;
• в случаях, когда допускается выполнение контрольной работы не
только в индивидуальном порядке, но и совместно в малых группах,
порядок оценки результатов выполнения работы должен
предусматривать выставление индивидуальной отметки успеваемости
каждому обучающемуся независимо от числа выполнявших одну
работу.
2.7. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся на первой
неделе после каникул за исключением предметов, имеющих объем 1-2 часа
в неделю. Конкретное время и место проведения контрольной работы
устанавливаются учителем по согласованию с заместителем директора по
учебно-воспитательной работе. Установленные время и место проведения
контрольной работы, а также перечень предметных и метапредметных
результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения
данной работы, требования к выполнению и (или) оформлению
результатов выполнения (критерии, используемые при выставлении
текущей отметки успеваемости) доводятся учителем до сведения
обучающихся не позднее, чем за два рабочих дня до намеченной даты
проведения работы.
2.8. Выполнение
контрольных работ, предусмотренных рабочими
программами учебных предметов, является обязательным для всех
обучающихся. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся
может быть проведено не более одной контрольной работы. В течение

учебной недели для обучающихся 2-4-х классов может быть проведено не
более трех контрольных работ; для обучающихся 5-8-х классов — не более
четырех контрольных работ; для обучающихся 9-11-х классов — не более
пяти контрольных работ. Ответственность за соблюдение требований
настоящего пункта возлагается на заместителя директора по учебновоспитательной работе.
2.9. Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные обучающимся
по результатам выполнения контрольных работ, своевременно доводится
до учащихся, обосновываются, и заносятся в классный журнал.
Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ,
учащихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с
грамматическим заданием выставляется в классный журнал две отметки.
Отметки за письменные работы в 3-4 классах должны быть выставлены в
классный журнал не позднее чем через 4 дня после проведения. Отметки в
5-11 классах за письменные работы должны быть выставлены не позднее
чем через 5 рабочих дней. Учитель несет личную ответственность за
качество проверки письменных работ.
2.10. По итогам текущего контроля, проведенного в форме письменных
контрольных работ, диктанта, изложения, тестирования проводится работа
над ошибками. Содержание работы определяется учителем по результатам
поэлементного анализа и проводится на следующем уроке.
2.11. Оценка
устного ответа, учащегося при текущем контроле
успеваемости выставляется в классный журнал в виде отметки по 5балльной системе в ходе или конце урока. В случае длительного пропуска
уроков учащийся обязан отчитаться по изученной теме. Форма текущего
контроля устанавливается учителем по соглашению сторон.
2.12. Не
допускается выставление неудовлетворительных отметок
учащимся сразу после пропуска занятий по уважительной причине. При
выставлении
неудовлетворительной
отметки
учитель
должен
запланировать повторный опрос данного учащегося на следующих уроках.
2.13. Учащимся, освобожденным на основании медицинской справки от
занятий по физической культуре, отметка выставляется за изучение
теоретических вопросов учебной дисциплины.
2.14. Успеваемость
учащихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, подлежит текущему контролю по предметам,
включенным в этот план. От текущего контроля успеваемости
освобождаются учащиеся, получающие образование в форме экстерната,
семейного образования.
2.15. Безотметочная система оценивания применяется:
по факультативным и элективным курсам; по курсу «Основы религиозных
культур и светской этики» (объектом оценивания по данному курсу
является нравственная и культурологическая компетентности учащегося,
рассматриваемые как универсальная способность человека понимать
значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни

человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию,
которая проводится в виде систематизированных упражнений и тестовых
заданий разных типов).

3.

Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации
обучающихся

Под
промежуточной аттестацией обучающихся
понимается
совокупность
мероприятий
по
установлению
соответствия
индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым
результатам освоения основной общеобразовательной программы
начального общего, основного общего или среднего (полного) общего
образования на момент окончания учебного года с целью обоснования
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
образования решений органов управления (самоуправления) ОО,
действующих в пределах предоставленных им полномочий, о
возможности, формах и условиях продолжения освоения обучающимися
соответствующей
основной
общеобразовательной
программы
в
образовательной организации.
3.2. Промежуточная
аттестация обучающихся 1-го, 2-го класса
осуществляется в форме годовых контрольных работ по обязательным
учебным предметам, предусмотренным учебным планом основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
данного года обучения. Результаты годовых контрольных работ
оцениваются по двузначной шкале: «зачтено» или «незачтено».
3.3. Содержание и порядок проведения годовых контрольных работ,
включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения,
разрабатываются методическим объединением учителей с учетом
требований основных нормативных документов.
3.4. Годовые контрольные работы проводятся в течение последнего месяца
учебного
года
учителями,
непосредственно
преподающими
соответствующие учебные предметы в данных классах, с обязательным
участием представителя администрации Учреждения. Конкретные сроки и
места проведения годовых контрольных работ устанавливаются учителями
по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной
работе.
3.5. Установленные сроки и места проведения контрольных работ, а также
перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых
необходимо для успешного выполнения указанных работ, требования к
выполнению и (или) оформлению результатов их выполнения (критерии,
используемые при выставлении отметок) доводятся учителями до сведения
обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся не
позднее, чем до истечения двух недель со дня начала четверти.
3.6. Промежуточная аттестация обучающихся по отдельным учебным
3.1.

предметам осуществляется путем выведения годовых отметок
успеваемости на основе четвертных (3-9 классы) и полугодовых (10-11
классы) отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение
соответствующего учебного года.
3.7. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана в конце учебного
года выставляются классным руководителем в личные дела учащихся и
являются в соответствии с решением педагогического совета учреждения
основанием для перевода обучающегося в следующий класс.
4. Порядок проведения четвертной и полугодовой промежуточной
аттестации
Четвертная (3-9 кл.) и полугодовая (10-11кл.) промежуточная
аттестация учащихся проводится с целью определения качества освоения
учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность,
осознанность, системность) по завершении определенного временного
промежутка (четверть, полугодие).
4.2. Отметка учащегося за четверть, полугодие выставляется на основе
результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов
письменных контрольных работ, с учетом динамики индивидуальных
учебных достижений за отчетный период.
4.3. Отметка учащегося за четверть, полугодие может превышать
среднюю арифметическую результатов устных ответов и письменных
контрольных работ различного типа. Отметка в таких случаях носит
мотивационный характер.
4.4. Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при
наличии 5-ти и более текущих отметок за соответствующий период. В
случае отсутствия у учащегося необходимого количества отметок и в целях
установления фактического уровня освоения им содержательных
компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета, курса (модуля)
учебного плана педагогом проводятся дополнительные мероприятия
контролирующего характера.
4.5. Отметки по каждому учебному предмету, курсу (модулю) учебного
плана по итогам учебного периода выставляются за 2 дня до его
окончания.
4.6. По предметам, на реализацию которых согласно учебному плану
школы отводится менее 1 часа в неделю, отметка выставляется 1 раз в
полугодие.
4.7.
Учащиеся, временно получающие образование в санаторных школах,
реабилитационных общеобразовательных учреждениях, в других
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
аттестуются на основе итогов их аттестации в этих учебных заведениях
при предъявлении оценочной ведомости.
4.8. При пропуске учащимся по уважительной причине более 50% учебного
времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального
количества отметок для аттестации за четверть, полугодие учащийся не
4.1.

аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не
выставляется.
4.9. Учащийся по данному предмету, курсу (модулю) имеет право сдать
пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти
четвертную, полугодовую аттестацию.
4.10. Письменное
уведомление, содержащее указание на учебные
предметы, курсы (модули), по которым должен быть установлен
фактический уровень знаний по итогам учебного периода, направляется
родителям (законным представителям) учащегося, пропустившего более
50% учебного времени, не позднее, чем за неделю до окончания учебного
периода. В уведомлении отражаются даты и формы установления
фактического уровня знаний по предметам, курсам (модулям). Копия
уведомления с подписью родителей хранится в школе. Ответственность за
своевременную явку учащегося несут родители (законные представители)
4.11. В случае отсутствия учащегося на протяжении определенного периода
и (или) невозможности установления фактического уровня знаний по
предмету, курсу (модулю) за этот период учащийся считается не
аттестованным.
4.12. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах четвертной, полугодовой
аттестации, путём выставления отметок, в дневники учащихся. В случае
неудовлетворительных результатов аттестации - в письменной форме под
роспись родителей (законных) представителей. Письменное сообщение
хранится у заместителя директора по УВР в течение учебного года.
4.13. По итогам учебного периода педагог разрабатывает план ликвидации
пробелов в знаниях учащихся, получивших неудовлетворительную отметку
по учебному предмету, дисциплине (модулю) (см. приложение).
4.14. Письменное уведомление о неудовлетворительных отметках и планы
ликвидации пробелов в знаниях направляются родителям (законным
представителя) учащегося. Копия уведомления с подписью родителей
хранится в школе (см. приложение).
4.15. В
случае несогласия учащегося, его родителей (законных
представителей) с выставленной за учебный период отметкой по предмету,
курсу, дисциплине (модулю) учащийся и ею родители (законные
представители) имеют право обжаловать выставленную отметку в
комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, деятельность, которой регламентируется Положением о
комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
5. Права и обязанности участников процесса промежуточной
аттестации
7.1. Участниками процесса аттестации считаются: учащийся и учитель,
преподающий предмет в классе, директор школы. Права учащегося
представляют его родители (законные представители).
7.2.
Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и

промежуточную аттестацию учащихся, имеет право:
• разрабатывать материалы для промежуточной аттестации учащихся;
• проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения
учащимися содержания учебных программ, соответствие уровня
подготовки
школьников
требованиям
государственного
образовательного стандарта/ФГОС нового поколения;
• давать педагогические рекомендации учащимся и их родителям
(законным представителям) по методике освоения минимальных
требований к уровню подготовки по предмету.
7.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:
• использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными
программами при разработке материалов для всех форм текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации, учащихся за
текущий учебный год;
• использовать методы и формы, не апробированные или не
обоснованные в научном и практическом плане, без разрешения
руководителя Учреждения;
• оказывать
давление
на
учащихся,
проявлять
к
ним
недоброжелательное, некорректное отношение.
7.4.
Классный руководитель обязан проинформировать родителей
(законных представителей) через дневники учащихся класса, родительские
собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка.
7.5. Учащийся имеет право:
• на информацию о перечне предметов, выносимых на промежуточную
аттестацию;
• на ознакомление с темами рефератов и творческих работ, темами,
подлежащими контролю;
• на информацию о сроках аттестации;
• на консультации учителя-предметника по вопросам, выносимым на
контроль;
• в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации, ее
отсрочку или освобождение (по решению педагогического совета
школы);
• на независимую и объективную оценку ею уровня знаний;
• на обращение в трехдневный срок с апелляцией в конфликтную
комиссию, созданную в школе, в случае несогласия с отметкой,
полученной во время аттестации.
7.6. Учащийся обязан
• выполнять требования, определенные настоящим Положением;
• проходить аттестацию в установленные сроки;
• в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей
и руководства школы.
7.7. Родители (законные представители) ребенка имеют право.
• знакомиться с формами и результатами текущего контроля

успеваемости
и
промежуточной
аттестации
учащегося,
нормативными
документами,
определяющими
их
порядок,
критериями оценивания;
• знакомится с результатами аттестации их детей;
• обжаловать результаты аттестации их ребенка в случае нарушения
школой
процедуры
аттестации
или
неудовлетворенности
результатами аттестации.
7.8. Родители (законные представители) обязаны:
• соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих
порядок
проведения
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной аттестации, учащегося;
• вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов
его промежуточной аттестации;
• оказывать содействие своему ребенку по ликвидации академической
задолженности в течение учебного года в случае перевода ребенка в
следующий класс условно.
7.9. Школа определяет нормативную базу проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их порядок,
периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции.
7.10. Администрация школы:
7.10.1. в период подготовки к промежуточной аттестации учащихся:
• организует обсуждение на заседании педагогического совета
вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации
учащихся, системе отметок и по ее результатам;
• доводит до сведения всех участников образовательного процесса
сроки и перечень предметов, по которым организуется
промежуточная аттестация учащихся, а также формы ее проведения;
• формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;
• организует экспертизу аттестационного материала;
• организует необходимую консультативную помощь учащимся при их
подготовке к промежуточной аттестации.
7.10.2. После завершения промежуточной аттестации:
•
организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических
объединений и педагогического совета.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3012) 26-83-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».