фин.грам.-2

1

Пояснительная записка
Рабочая

программа

внеурочной

деятельности

«Финансовая

грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом начального общего образования и направлена на достижение
планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших
школьников,

их

мотивацию

к

познанию

и

на

приобщение

к

общечеловеческим ценностям.
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе
авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность:
учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н.
Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
Актуальность программы

продиктована

развитием

финансовой

системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых
продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению
которых они не всегда готовы, основывается на интересе, потребностях
учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие
школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей
и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного
и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям

и

экспериментированию,

опирается

на

собственный

жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельно
Цель:

развитие

экономического

образа

мышления,

воспитание

ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
 формировать активную жизненную позицию;


развивать экономический образ мышления;
2



воспитывать ответственность и нравственное поведение в области
экономических отношений в семье и обществе.
Основные принципы реализации программы:
научность,

доступность,

добровольность,

субъективность,

деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,
партнерство, творчество и успех.
Технологии:


уровневая дифференциация;



проблемное обучение;



моделирующая деятельность;



поисковая деятельность;



информационно-коммуникационные технологии;



здоровьесберегающие технологии;

«Финансовая

грамотность»

является

прикладным

курсом,

реализующим интересы обучающихся 2-4 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 34 часов во 2 классе.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Планируемые

результаты

освоения

курса

«Финансовая

грамотность».
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
3

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных

компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных,

социальных и экономических особенностей;
-

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
4

Метапредметные

результаты

освоения

программы

внеурочной

деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение
простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
•

овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской
деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями
5

оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Так

как

данная

программа

относится

к

программам

общеинтеллектуального направления, то формируется и предметные связи.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
6

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Формы организации и видов деятельности проведения занятий: беседа,
игра, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, а так же
творческая работа: постер, компьютерная презентация
Основные понятия
Товар.

Деньги.

Покупка.

Продажа.

Ликвидность.

Драгоценные

металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Формы работы: Мозаика, «Один — два — вместе», Тестовые задания с
открытым ответом.
Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
7

преступлением.
Формы

занятий:

ситуационная

игра,

образно-ролевые

игры,

исследовательская деятельность,
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка.
Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Формы занятий: урок-практикум, дискуссия, обсуждение.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских
счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Формы

занятий:

ситуационная

исследовательская деятельности.
8

игра,

образно-ролевые

игры

9

Тематическое планирование 2 класс
Раздел

Тема

Кол-во
часов
Т
Пр.

1. Что такое Что такое деньги
деньги и откуда Как появились деньги. 7
они взялись.
Появление
обмена
товарами.
Проблемы
товарного
обмена
Появление первых денег —
товаров
с
высокой
ликвидностью.
Свойства
драгоценных
металлов.
Появление первых монет.
Первые монеты разных
государств Обобщение
по теме «Что такое деньги и
откуда они взялись.»
2. Рассмотрим Устройство монеты.
деньги поближе. Изобретение
бумажных 5
Защита
от денег. Защита монет от
подделок
подделок.
Современные
монеты. Способы защиты
от подделок бумажных
денег. Обобщение по теме
«Рассмотрим
деньги
поближе.
Защита
от
подделок

2

3

Характеристика деятельности учащихся
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических
терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и
функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов.

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических
терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе;
•умение характеризовать виды и функции денег;
•проведение элементарных финансовых расчётов.
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
10

3. Какие деньги Занимательное
были раньше в моделирование.
5
России.
Древнерусские
товарные
деньги.
Происхождение
слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские
монеты.
Обобщение по теме «Какие
деньги были раньше в
России.»
4. Современные Современные
деньги
деньги России и России.
8
других стран.
Современные деньги мира.
Появление
безналичных
денег.
Безналичные деньги как
информация на банковских
счетах
Проведение безналичных
расчётов.
Функции банкоматов.
Обобщение
по
теме
«Современные
деньги

1

3

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических
терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и
функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов.
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о
роли денег в семье и обществе;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации; •понимание цели своих действий;
•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
•понимание
и
правильное
использование
экономических
терминов;
•представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и
функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов

11

России и других стран.»
Обобщающее повторение
за курс 2 класса
25

9

12

Перечень методического, информационного и материальнотехнического, обеспечения курса внеурочной деятельности
Библиотечный фонд
1. Программа по финансовой грамотности

Ю.Н. Корлюгова. Москва

«ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс.
В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для
учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы
. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. Печатные пособия
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
3. Технические средства обучения
- компьютер, проектор,
- фотоаппарат;
- CD диски.
4. Интернет-источники
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru
2. Уроки тётушки Совы-

https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-

FuzbZA
3. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
4.

Журнал

«Работа

и

зарплата»

rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
13

—

http://zarplata-i-

5.

Портал

«Профориентир»

«Мир

профессий»

http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 4.
6. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Оборудование 1. Компьютер 2. Проектор

14

–

Приложение
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении
задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует
количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат
карточки

с

номерами

номером

вниз)

присваиваются

номера,

соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались
игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи),
соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою
задачу остальным членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в
которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением
смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах
следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет
собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе
индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи
каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и
вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз
постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться
четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или
принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно
построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
15

Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе,
эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от
количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от
группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей,
может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко
сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе
идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не
ограничено. Третий этап посвящён

группировке идей, близких по

содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь,
формирование

активной

жизненной

позиции

и

ответственности,

исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным
методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели,
сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов.
Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения
этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах
предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования
используется один источник, результаты представляются в простой форме,
например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от с
последующими пошаговыми изменениями, зависящими

от принятых

решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из
реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей
ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Тематическое планирование
№

Тема

Дата
16

2 класс
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
1

Что такое деньги

2-3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

4

Проблемы товарного обмена.

5

Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.

6

Свойства драгоценных металлов.

7

Появление первых монет.

8

Первые монеты разных государств

9

Обобщение по теме «Что такое деньги и откуда они взялись.»

Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
10

Устройство монеты.

11-12

Изобретение бумажных денег

13

Защита монет от подделок.

14

Современные монеты.

15-16

Способы защиты от подделок бумажных денег.

17

Обобщение по теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от
подделок.»

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
18-19

Древнерусские товарные деньги.

20-21

Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка».

22

Первые русские монеты.

23

Обобщение по теме «Какие деньги были раньше в России.»

Тема 4. Современные деньги России и других стран.
24

Современные деньги России.

25-26

Современные деньги мира.

27-28

Появление безналичных денег.
17

29

Безналичные деньги как информация на банковских счетах

30

Проведение безналичных расчётов.

31

Функции банкоматов.

32

Обобщение по теме «Современные деньги России и других стран.»

33-34

Обобщающее повторение за курс 2 класса

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3012) 26-83-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».