Учебный план 2022-2023 уч. год

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.1. Учебный план начального общего образования
Пояснительная записка
к учебному плану
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
1- класса на 2022-2023учебный год
2- Учебные планы начального общего образования представляют собой основной
механизм, обеспечивающий достижение обучающимися результатов освоения
программы начального общего образования, разрабатываемой и утверждаемой
Организациями

самостоятельно

в

соответствии

со

ФГОС

и

с

учетом

соответствующих ПООП (П.13 Раздела 1 Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержден Приказом
от 31 мая 2021 г. N 286).
3- Учебные планы Организаций отражают общесистемные требования; требования к
материально-техническому и учебно-методическому обеспечению; требования к
психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям (п.33 Раздела 3
ФГОС НОО), необходимым для достижения результатов освоения образовательной
программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также особенность
организации образовательной процесса в Организациях.
4- Учебные планы программы НОО определяют:
5- - учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной
деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе,
предусмотренную

Гигиеническими

нормативами

и

Санитарно-

эпидемиологическими требованиями;
6- - перечень предметных областей, учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей и их распределение по классам (годам) обучения.
7- Формирование

учебных

планов

НОО

Организаций,

осуществляющих

образовательную деятельность, в том числе посредством индивидуальных учебных
планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих
обязательных предметных областей:
8- Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные
предметы: «Русский язык», «Литературное чтение».
9- Предметная область «Родной язык и родная литература», включающая учебные
предметы: «Родной бурятский язык», «Литературное чтение на родном бурятском

языке», «Родной бурятский язык» государственный язык Республики Бурятия, в
том числе «Родной русский язык», «Литературное чтение на родном языке».
10- Предметная область «Математика и информатика», включающая учебный предмет
«Математика».
11- Предметная область "Обществознание и естествознание» и (или) "Окружающий
мир"), включающая учебный предмет "Окружающий мир".
12- Предметная

область

«Искусство»,

включающая

учебные

предметы

«Изобразительное искусство», «Музыка».
13- Предметная область «Технология», включающая учебный предмет «Технология».
14- Предметная область "Физическая культура", включающая учебный предмет:
"Физическая культура".
15- Учебные планы программы НОО обеспечивают:
16- - обеспечивают реализацию требований ФГОС;
17- - преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации;
18- - преподавание и изучение родного бурятского языка и литературного чтения на
родном бурятском языке из числа языков народов Российской Федерации,
бурятского языка из числа государственных языков Республики Бурятия
Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка (Согласно п.
32.1 Раздела 2. ФГОС НОО) в соответствии с П.4 Ст.14. Федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
19- Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Пятидневная учебная неделя
Предметные области

Учебные предметы

Количество
часов
(неделя/ год)
I

Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение

Н*

Г*

Русский язык

5

165

Литературное чтение

3

99

Родной язык и литературное
чтение на родном языке

Родной язык рус. яз./бур.яз

1/1

Литературное чтение
рус.яз/бур.яз

1/1

Иностранный язык

Иностранный язык
Математика

-

-

4

132

Окружающий мир

2

66

Изобразительное искусство
Музыка

1

33

1

33

Технология

Технология

1

33

Физическая культура

Физическая культура

2

66

21

693

Математика и информатика
Окружающий мир
Искусство

на родном

Итого, обязательная часть
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся, родителей
и (или) законных представителей несовершеннолетних обучающихся,
направленные на удовлетворение различных интересов обучающихся, в
том числе предусматривающие углубленное изучение учебных
предметов
Итого, часть, формируемая участниками ОО

66

0

0

20- * Н – неделя, часы в неделю; Г – год, общий объем часов в год.
21- В целях обеспечения полноты социализации и формирования целостной картины
мира у первоклассников стратегия реализации образовательной политики
Республики Бурятия определяет значимость изучения предметной области
"Родной язык и родная литература", что в свою очередь обусловливает перевод
части объема часов предметной области "Родной язык и родная литература" во
внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность
Учебные курсы
Уроки о важном
Народные игры на воздухе
Орлята
Звуки и буквы
Школа добрых дел

часы
1
1
1
1
1

1.2. Учебный план начального общего образования
Пояснительная записка
к учебному плану
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
2-4 классов на 2022-2023учебный год
Учебный план МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ» призван
обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены действующим
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», направлен на осуществление
региональной образовательной политики, способствующей формированию и сохранению
единого образовательного пространства и направленной на реализацию национальнорегионального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования.
Учебный план разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике
Бурятия».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (с изменениями от 26.10.2010 №1241; от 22.09.2011
г. № 2357; от 18.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. №1643; от 18.05.2015 № 507, от
31.12.2015 года № 1576)
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2014 г.
№ 1598.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
6.Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015г.№1/15)
7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.
9.Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовно - нравственной культуры народов России»

10.Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия 02.16/21.10 от
26.06.2015 года «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в
общеобразовательных организациях Республики Бурятия».
11.Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 —О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся”.
12.Основная образовательная программа начального общего образования от (педсовет №1
от 24.08. 2021 )
13.Устав МАОУ СОШ №21 «Байкальская перспектива»
Учебный план МАОУ СОШ № 21 является нормативным документом, в нем:
- определен состав и последовательность изучения образовательных областей и учебных
предметов;
- определена обязательная и максимальная нагрузка учащихся 2- 4-х классов;
-определены линии преемственности в содержании образования между ступенями
образования;
Учебный план школы направлен на достижение следующих целей:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе требований стандартов
второго поколения, минимума содержания образовательных программ, их адаптации к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития учащихся
школы путем удовлетворения
потребностей обучающихся в самообразовании и
получении дополнительного образования на основе концепции личностно
ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса;
обеспечение широкой образовательной подготовки учащихся, подготовки их к получению
образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической
деятельности, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития
индивидуальных способностей каждого ребенка;
построение основного и дополнительного образования на основе принципов
здоровьесбережения, формирования представлений о здоровом образе жизни как о
принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся школы.
Учебный план реализует основную образовательную программу начального общего
образования, фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав
учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания
образования по учебным предметам.
Максимальный объем учебной нагрузки учащихся соответствует образовательным и
санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения при 5ти дневной учебной неделе для всех обучающихся 2-4 классов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
ООП НОО в 2 - 4 классах реализуется через учебный план и внеурочную
деятельность.
Учебные программы обязательных учебных предметов на уровне начального
общего образования полностью соответствуют требованиям ФГОС.
Начальное общее образование
Обучение в начальной школе во всех классах производится по программе 2 – 4.
Учебный (образовательный) план составлен на основе Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования и с учетом особенности и
специфики системно - деятельностного подхода.
Продолжительность учебного года во 2 - 4 классах — 34 учебные недели,
продолжительность урока во 2-4 классах — 40минут.
Максимальная недельная аудиторная учебная нагрузка 23 часа - во 2 - 4 х классах,
что не противоречит Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г №189 об утверждении СанПин от 28.09.2020 № 28 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Трудоемкость учебного плана начального общего образования
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
2 класс

3 класс

4 класс

Неделя

неделя

неделя

23

23

23

Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования
определена в соответствии с используемыми программами:
Русский язык – 408 часов за период освоения ООП НОО;
Литературное чтение – 272 часов за период освоения ООП НОО;
Иностранный язык (английский язык) – 204 часа за период освоения ООП НОО;
Математика – 408 часов за период освоения ООП НОО;
Окружающий мир – 204 часов за период освоения ООП НОО;
Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики) – 34 часа
за период освоения ООП НОО;
Музыка – 102 часов за период освоения ООП НОО;
Изобразительное искусство – 102 часов за период освоения ООП НОО;
Технология – 102 часов за период освоения ООП НОО;
Физическая культура – 306часов за период освоения ООП НОО.
Предмет ОРКСЭ (основы светской этики) изучается в 4 классе, а иностранный язык
(английский язык) – со 2 по 4 класс.
Учебный план определяет:
 перечень предметных областей: русский язык и литературное чтение, иностранный
язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий
мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология,
физическая культура;
 перечень учебных курсов;
 перечень компонентов внеурочной образовательной деятельности с указанием
объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся.
 максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
Учебный план является механизмом реализации основной образовательной
программы начального общего образования МАОУ «СОШ №21, состоит из двух частей –
основной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная

часть учебного плана составляет 80% от объёма ООП НОО, часть, формируемая
участниками образовательных отношений – 20%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного
учреждения, учредителя образовательного учреждения.
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, использованы в 1 – 4-х классах на увеличение часов русского языка (на 1 час).
Обучение осуществляется по Основной образовательной программе начального общего
образования МАОУ СОШ №21, которая составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе
развивающего обучения.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена учебными предметами: «Родной язык» и «Литературное чтение на родном
языке».
«Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» расширяут учебный
материал вопросами региональной и краеведческой направленностей, с целью
обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского
языка как родного и литературного чтения на родном языке в соответствии с ФГОС НОО.
На основании заявлений родителей учащихся в качестве родного языка изучается
русский язык.
Основные задачи реализации содержания учебных предметов:
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий
о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Иностранный язык (английский язык):
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение
правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на
элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение
лингвистического кругозора;
3) формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка
на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Математика - развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Окружающий мир - формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики) воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о светской этике и моделей поведения
школьника, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России (протокол родительского собрания от 14.03. 2019 года).
Музыка, изобразительное искусство - развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология - формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Физическая культура - укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование

установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Родной язык, литературное чтение на родном языке- формирование и развитие видов
речевой деятельности на родном языке освоение первоначальных знаний о родном языке
как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владению
основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на
практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и
предложений (простых и сложных)

год

4 класс
24уч.

неделя

Иностранный язык

3 класс
26уч.

год

Родной язык и литературное
чтение на родном языке

Всего
2 класс
27уч.

неделя

Русский язык и литературное
чтение

Учебные предметы/
кол-во уч-ся

год

Предметные области

неделя

Учебный план начального общего образования
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
Начальное общее образование 2 – 4 класс
(5-дневная учебная неделя)

Русский язык
Литературное чтение

4
3

136
102

4
3

136
102

4
2

136
68

Родной язык

1

34

1

34

1

34

Литературное чтение на
родном языке
Иностранный
язык
(английский язык)
Математика
Окружающий мир

1

34

1

34

1

34

2/2

68

2

68

2

68

136
68

4
2

136
68

4
2

136
68

-

-

-

1

34

34
34

1
1

34
34

1
1

34
34

34 1
102 3
782 23
850 23

34
102
782
782

Математика и информатика
4
Обществознание и
2
естествознание (Окружающий
мир)
Основы
мировых Основы
религиозных
религиозных
культур
и культур и светской этики
светской этики
Искусство
Музыка
1
Изобразительное
1
искусство
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
3
МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМАЯ НАГРУЗКА
23
ИТОГО с делением
25

34 1
102 3
782 23
850 25

3.2.План внеурочной деятельности
Пояснительная записка
к учебному плану внеурочной деятельности классов начального общего образования
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
Учебный план внеурочной деятельности МАОУ СОШ №21 разработан на основе
следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с
«СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
организациях.
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы»);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Средняя
общеобразовательная школа №1»;
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это
определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не
только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать,
принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения
школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных
результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес
внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих
интересов, мотивов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
1.
2.
3.
4.
5.

Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное

В связи с тем, что ВУД может реализовываться посредством курсов ВУД,
воспитательных мероприятий планируется соблюдение следующего соотношения:
на учебные курсы –50% (5 часов); на воспитательные мероприятия - 50%.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в
образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребенка,
учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития
личности
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в
МАОУ СОШ №21 организуется непосредственно в ОУ. Это позволяет обеспечить
содержательное единство учебной, воспитательной и развивающей деятельности в
рамках основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность осуществляется через:
- курсы внеурочной деятельности (программы курсов);
- воспитательные события, проводимые в рамках реализации программ
воспитательной работы классных руководителей (внеурочная деятельность
учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах).
- классное
руководство
(экскурсии,
воспитательные
программы,
общественно-полезные практики);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога,
библиотекаря);
- сотрудничество с организациями дополнительного образования.
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости
обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению
удовлетворения их личных потребностей. Для ребёнка создаётся особое образовательное
пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить
социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность»
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. В соответствии с требованиями ФГОС, с учётом пожеланий родителей и
интересов обучающихся используются авторские программы, адаптированные к
условиям ОУ:
1. Спортивно-оздоровительное направление:
Программа «Народные игры на воздухе», реализуемая в 2-4 классах, направлена на
создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
формирование необходимых знаний, умений, навыков, способствующих поддержанию
здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с
целью улучшения состояния собственного здоровья.
2. Общеинтеллектуальное направление:
- Программа «Школа грамотеев», реализуемая в 3-м, 4-м классах направлена на
развитие познавательной активности учащихся, формирование познавательных
результатов повышение мотивации обучения.
- Программа «Умники и умницы», реализуемая в 2-м, 4-м классах, направлена на
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, сенсорной
сферы, двигательной активности на основе системы развивающих занятий.
2. Социальное направление:
- Программа «Школа добрых дел», реализуемая в 2-4-м классах, направлена на
вовлечение детей в социальное творчество как добровольное посильное их участие в
улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании и ситуации,
складывающейся в окружающем их социуме.
3. Духовно-нравственное направление:
- Программа «Служу Отечеству», реализуемая в 2-4-м классах, направлена на
формирование системы нравственных ценностей и развитие творческого мышления у
детей младшего школьного возраста через знакомство с профессией журналиста, на
воспитание у детей доброжелательности, отзывчивости, благодарности, любви к близким
и своей Родине. Программа обеспечивает условия для развития литературных и
творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует
выработке гармоничного целостного мировосприятия.
5. Общекультурное направление:

- Программа «Декоративно-прикладное искусство» реализуемая в 2-4-м классах,
направлена на формирование у учащихся художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности,
овладение образным языком декоративно - прикладного искусства
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью
детей оформляется следующим образом: утверждённая программа внеурочной
деятельности, оформленный журнал посещаемости занятий.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,
круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад,
соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Каждый курс внеурочной
деятельности носит не только теоретический, но и практический характер. Количество
часов предполагает деление каждого курса на теоретическую и практическую
деятельность, что позволяет обучающимся
активно включаться во внеурочную
деятельность, становиться субъектами образовательного и воспитательного процесса,
готовить себя к активному самоопределению в жизни.
План курсов внеурочной деятельности

1
2
3
4

5

Спортивнооздоровительное
Духовнонравственное
Социальное

Программа «Народные
игры на воздухе»
Программа
«Служу
Отечеству»
Программа
«Школа
добрых дел»
Общеинтеллекту «Звуки и Буквы»
альное
«Финансовая
грамотность»
Общекультурное Программа
«Декоративноприкладное искусство»
Разговоры
о
важном

ИТОГО:

3
класс

4
кла
сс

1

1

1

3

135

1

1

1

3

135

1

1

1

3

135

Год

п/
п

Формы организации Ко-во
внеурочной
часов
деятельности
2
класс

неделю

№ Направление

169
1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

34

5

5

6

21

709

135

Всего на организацию внеурочной деятельности в 1-4-м классах отводится: на
организацию курсов внеурочной деятельности 5 часов, на организацию воспитательных
событий 4 -5 часов, в т.ч. регулярные занятия - классные часы. Таким образом, за четыре
года обучения общий объём внеурочной деятельности составляет до 1350 часов.
События, акции, праздники проводятся в школе в соответствии с планом
воспитательной работы школы и Календаря городских мероприятий. Кураторами
мероприятий являются классные руководители.

Цель данной работы заключается в обеспечении процесса социализации учащихся,
в осуществлении культурно-ориентированных принципов воспитательной деятельности.
Целостное представление о мире, ребята получают через переживание особых
традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как
части целого. Все традиционные дела пронизывает атмосфера добра и человечности,
происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим,
присутствует взаимодействие и творчество.
Важнейшим принципом данной работы является нравственная ценность отбора
содержания: проблема поведения, нравственного выбора, оценка положительного и
отрицательного и т.д.
Трудоёмкость воспитательных мероприятий по внеурочной деятельности для
учащихся 2-4 класса по направлениям:
- духовно-нравственное направление;
-спортивно-оздоровительное направление;
- социальное направление;
- общекультурное направление;
- общеинтеллектуальное направление.

1. Организационный раздел
Реализация примерной основной образовательной
программы основного общего образования 5 класс ФГОС-2021г.
2. Учебные планы основного общего образования представляют собой основной
механизм, обеспечивающий достижение обучающимися результатов освоения
программы основного общего образования, в том числе адаптированных,
разрабатываемых и утверждаемых Организациями самостоятельно в соответствии
со ФГОС и с учетом соответствующих ПООП (П.12 Раздела 1 Федерального
государственного образовательного стандарта

начального общего образования,

утвержден Приказом от 31 мая 2021 г. N 287).
3. Учебные планы Организаций отражают общесистемные требования; требования к
материально-техническому и учебно-методическому обеспечению; требования к
психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям (п.34 Раздела 3
ФГОС ООО), необходимым для достижения результатов освоения образовательной
программы ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО, а также особенность
организации образовательной процесса в Организациях.
4. Учебные планы программы ООО определяют:
5. - учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной
деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе,
предусмотренную

Гигиеническими

нормативами

и

Санитарно-

эпидемиологическими требованиями;
6. - минимум содержания основного общего образования, изучение которого
гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного
предмета;
7. - требования к результатам освоения программ основного общего образования по
учебным

предметам

"Математика",

"Информатика",

"Физика",

"Химия",

"Биология" на базовом и углубленном уровнях.
8. Учебные планы программы ООО:
9. - усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира
в целом, современного состояния науки;
10. - учитывают особенности реализации адаптированных программ основного общего
образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.
11. Формирование

учебных

планов

ООО

Организаций,

осуществляющих

образовательную деятельность, в том числе посредством индивидуальных учебных

планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих
обязательных предметных областей:
12. Предметная область "Русский язык и литература", включающая учебные предметы:
"Русский язык", "Литературное чтение".
13. Предметная область "Родной язык и родная литература", включающая учебные
предметы: "Родной бурятский язык", "Литературное чтение на родном бурятском
языке", «Родной бурятский язык» государственный язык Республики Бурятия, в
том числе «Родной русский язык».
14. Предметная область "Иностранные языки", включающая учебные предметы
"Иностранный язык", «Второй иностранный язык».
15. Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией,
осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых
условий.
16. Предметная область "Математика и информатика", включающая учебные
предметы "Математика", «Информатика».
17. Предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные
предметы «История», «Обществознание», «География».
18. Учебный

предмет

"История"

предметной

области

"Общественно-научные

предметы" включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая
история".
19. Предметная область «Естественнонаучные предметы», включающая учебные
предметы «Физика», «Химия», «Биология».
20. Предметная

область

«Искусство»,

включающая

учебные

предметы

«Изобразительное искусство», «Музыка».
21. Предметная область «Технология», включающая учебный предмет «Технология».
22. Предметная

область

«Физическая

культура

и

основы

безопасности

жизнедеятельности», включающая учебные предметы «Физическая культура»,
«Основы безопасности жизнедеятельности».
23. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может
составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
24. Учебные планы программы ООО обеспечивают:

25. - обеспечивают реализацию требований ФГОС;
26. - преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации;
27. - преподавание и изучение родного бурятского языка и родной бурятской
литературы из числа языков народов Российской Федерации, бурятского языка из
числа государственных языков Республики Бурятия Российской Федерации, в том
числе русского языка как родного языка (Согласно п. 33.1 Раздела 2. ФГОС НОО) в
соответствии с П.4 Ст.14. Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022).

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и литература
Родной
язык
литература

и

родная

Иностранные языки
Математика и информатика

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные предметы
Искусство

Пятидневная учебная неделя
Учебные предметы
Количество часов (неделя/
год)
V
Н*
Г*
Русский язык
Литература
Родной язык и /
или государственный язык
республики Российской
Федерации
Родная литература
Иностранный язык
Второй иностранный язык
Математика

5
3

170
102

2

68

3
0
5

102

2

68

1

34

1
1
1
2
2

34
34
34
68
68

28

952

1

34

170

Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Технология
Физическая культура и основы
безопасности
жизнедеятельности
Итого, обязательная часть
Учебные предметы, курсы, модули по выбору обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, в т.ч. дополнительные часы на изучение
обязательных учебных предметов, и обязательных учебных
предметов, углублённое изучение учебных предметов и др.

28. * Н – неделя, часы в неделю; Г – год, общий объем часов в год.

29. На реализацию содержания предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» и на изучение учебных предметов «Родной язык
государственный язык Республики Бурятия», «Родная литература» определены по
2 часа в 5 классе.
30. Изучение учебных предметов «Родной язык государственный язык Республики
Бурятия», «Родная литература» организуется как изучение таких предметов, как:
«Родной бурятский язык государственный язык», «Родной русский язык как
государственный язык», «Родная литература».

3.1. Учебный план основного общего образования
Пояснительная записка
к учебному плану классов основного общего образования(6-9класс)
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
При разработке учебного плана образовательное учреждение руководствовалось
нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 -V «Об образовании в Республике
Бурятия».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015
№1577).
4.Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 —О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся”.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115..
8.Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
9.Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы
духовно - нравственной культуры народов России»
10.Методические рекомендации «Об организации преподавания бурятского языка и
литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2015-2016
учебном году».
11.Основная образовательная программа основного общего образования ОУ от (педсовет
№1 от 24.08.2021г)
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей и возможных направлений внеучебной деятельности.
Основные цели основного общего образования:

- формирование знаний по предметам, входящих в учебный план школы на уровне не
ниже требований государственных образовательных стандартов, дающих возможность
продолжить образование в средней школе, либо получить специальное образование;
- формирование мировоззренческой, нравственной, правовой, экономической, социальной,
экологической культуры;
- формирование ключевых компетентностей, позволяющих учащимся социально
адаптироваться и выбирать дальнейший путь.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет (5-9 классы).
Общая трудоемкость учебного плана
основного общего образования составляет максимум
153/157 часов (с делением) в
неделю за 5 лет обучения (при 5-дневной учебной неделе).
Распределение трудоемкости по годам освоения (класса обучения)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
неделя
неделя
неделя
неделя
неделя
28
29
31
32
33
Трудоемкость изучения предметов учебного плана основного общего образования
определена в соответствии с используемыми программами, которые описаны в
организационном разделе основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ СОШ№21:
Русский язык – 16 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Литература – 8 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Родной язык - 5 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Родная литература - 5 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Иностранные языки (английский) – 14/17 часов (с делением) в неделю за период освоения
ООП ООО;
Второй иностранный язык (немецкий) – 2 час в неделю за период освоения ООП ООО;
Математика – 10 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Алгебра – 9 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Геометрия – 6 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Информатика – 3 часа в неделю за период освоения ООП ООО;
История России. Всеобщая история – 10 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Обществознание – 4 часа в неделю за период освоения ООП ООО;
География – 7 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Физика –7 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Химия – 4 часа в неделю за период освоения ООП ООО;
Биология –7 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Музыка – 4 часа в неделю за период освоения ООП ООО;
Изобразительное искусство – 3 часа в неделю за период освоения ООП ООО;
Технология – 7 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
ОБЖ – 2 часа в неделю за период освоения ООП ООО;
Физическая культура - 10 часов в неделю за период освоения ООП ООО;
Бурятский язык – 7/8 часов (с делением) в неделю за период освоения ООП ООО;
История Бурятии– 1 час в неделю за период освоения ООП ООО;
География Бурятии– 1 час в неделю за период освоения ООП ООО;
Распределение образовательной деятельности обучающихся основного общего
образования по периодам обучения на уровне основного общего образования
осуществляется по образовательным областям:

- Русский язык и литература (русский язык, литература, родной язык и родная
литература, английский, второй иностранный язык (немецкий);
- Математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
- Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание,
география);
- Естественно-научные предметы (физика, химия, биология);
- Искусство (музыка, изобразительное искусство);
- Технология (технология);
- Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ, физическая
культура).1 час ОБЖ изучается в 9 классе но основании примерной ООП ООО от
08.04.2015года.
Учебный план является механизмом реализации основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ №21.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, включающей внеурочную деятельность.
Цели и задачи учебных предметов и курсов отражены в основной образовательной
программе основного общего образования в целевом и содержательном разделах.
Обязательная часть учебного плана реализуется средствами УМК, который представлен в
приложении к учебному плану.
В соответствии с графиком обязательного введения ФГОС основного общего
образования с 2015 года учебный предмет «Второй иностранный язык» (немецкий) в
реализации основной образовательной программы нашего учреждения вводится поэтапно
(приказ №126-о от 02.09.2019г.):
- с 2019/2020 учебного года 5 класс – 1 час, 9 класс – 1 час. На уровень основного
общего образования 2 часа.
Данное количество часов на изучение учебного предмета «Второй иностранный
язык» (немецкий) определено исходя из возможности МАОУ СОШ №21 и запроса
родителей (законных представителей).
С целью реализации прав обучающихся на изучение предметной области «Родной
язык и родная литература» в 2019-2020 учебном году в 5-9 классах вводится изучение
предметов «Родной язык» и «Родная литература». «Родной язык» и «Родная литература»
реализуются как самостоятельные учебные предметы, на их изучение в учебном плане
отводится по 1 часу в неделю.
На основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в
качестве родного языка изучается русский язык.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного
учреждения, учредителя образовательного учреждения.
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений,
использованы
в 5 классах:
- на введение курса «Бурятский язык» (2часа).
в 6 классах:
- на введение курса «Бурятский язык» (1/1час);
- 1час (внеурочная деятельность)
в 7 классах:
- на введение курса «Бурятский язык» (2часа).

в 8 классах:
- на введение курса «Бурятский язык» (2часа).
в 9 классах:
- на введение курса «История Бурятии» (1 час);
- на введение курса «География Бурятии» (1 час)
Учебный план 5-9 классов реализуется в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план рассчитан на 34-35 учебные недели, продолжительность уроков составляет
45 минут.
При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на
подгруппы при наполняемости свыше 25 человек.
Объем недельной нагрузки соответствует нормативам, установленным СанПиН.
Освоение образовательных программ учебных предметов сопровождается
промежуточной аттестацией.
В рамках промежуточной аттестации независимо от формы получения образования и
формы обучения обучающиеся имеют право на объективную оценку. Основой этой
оценки служат федеральные государственные образовательные стандарты основного
общего образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования в МАОУ СОШ №21 разработана система
оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений
обучающихся на уровне основного общего образования.
Основными функциями системы оценки являются:
- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление
образовательным процессом.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся.

Учебный (недельный) план
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г Улан-Удэ»
на 2019-2020 учебный год
Основное общее образование 5 – 9 класс
(5-дневная учебная неделя)
предметные области Учебные предметы

всего
5 класс
18 уч.

6 класс
20уч.

7 класс
18 уч.

8класс
9уч.

9 класс
25уч.

Русский язык
Литература

4
2

5
2

3
1

2
1

2
1

Родной язык
Родная литература

1
1

1
1

1
1

1
1

2

Иностранный язык
(английский)

3

3

3

3

3/3

Второй иностранный
язык (немецкий)

-

-

-

-

1/1

Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России.
Всеобщая история.
Обществознание
География
Физика
Биология
Химия
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура
ОБЖ

5
2

5
2

3
2
1
2

3
2
1
2

3
2
1/1
2

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
2
2
2
1
1

1
2
2
2
2
1
-

2
2

2
2

2
2

2

2

-

-

-

1

1

27
2

29
1

30
2

31
2

31
2/2

-

-

-

29
29

30
30

32
32

33
33

33
40

кол-во учащихся

Русский язык и
литература

Математика и
информатика

Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство

Технология
Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельности
итого:
Бурятский язык как государственный
(второй)
История Бурятии
География Бурятии

Итого при 5-дневной неделе:
Итого с делением:

1

1
2
3
2
2

3.2.План внеурочной деятельности
Пояснительная записка
к учебному плану внеурочной деятельности классов начального общего, среднего
образования МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»
Учебный план внеурочной деятельности МАОУ СОШ №21 разработан на основе
следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об
утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с
«СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
организациях.
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы»);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Средняя
общеобразовательная школа №1»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г.
№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897»;
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это
определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не
только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать,
принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения
школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных
результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес
внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих
интересов, мотивов.
Рабочие программы по внеурочной деятельности на основании приказа №1577
от 31 декабря 2015 года Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования
,утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897» должны содержать:
1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;
3. тематическое планирование.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
6. Духовно-нравственное
7. Социальное
8. Общеинтеллектуальное
9. Общекультурное
10. Спортивно-оздоровительное

В связи с тем, что ВУД может реализовываться посредством курсов ВУД,
воспитательных мероприятий планируется соблюдение следующего соотношения:
на учебные курсы –50% (5 часов); на воспитательные мероприятия - 50%.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в
образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребенка,
учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития
личности
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в
МАОУ СОШ №21 организуется непосредственно в ОУ. Это позволяет обеспечить
содержательное единство учебной, воспитательной и развивающей деятельности в
рамках основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность осуществляется через:
- курсы внеурочной деятельности (программы курсов);
- воспитательные события, проводимые в рамках реализации программ
воспитательной работы классных руководителей (внеурочная деятельность
учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах).
- классное
руководство
(экскурсии,
воспитательные
программы,
общественно-полезные практики);
- деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога,
библиотекаря);
- сотрудничество с организациями дополнительного образования.
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости
обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению
удовлетворения их личных потребностей. Для ребёнка создаётся особое образовательное
пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить
социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность»
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. В соответствии с требованиями ФГОС, с учётом пожеланий родителей и
интересов обучающихся используются авторские программы, адаптированные к
условиям ОУ:
3. Спортивно-оздоровительное направление:
Программа «Народные игры на воздухе», реализуемая в 5- 9-м классах, направлена
на создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
формирование необходимых знаний, умений, навыков, способствующих поддержанию
здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с
целью улучшения состояния собственного здоровья.
4. Общеинтеллектуальное направление:
- Программа «Школа грамотеев», реализуемая в 3-м, 4-м классах направлена на
развитие познавательной активности учащихся, формирование познавательных
результатов повышение мотивации обучения.
- Программа «Умники и умницы», реализуемая в 1-2-м, 4-м классах, направлена на
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, сенсорной
сферы, двигательной активности на основе системы развивающих заняти

4. Социальное направление:
- Программа «Школа добрых дел», реализуемая в 1-4-м классах, направлена на
вовлечение детей в социальное творчество как добровольное посильное их участие в
улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании и ситуации,
складывающейся в окружающем их социуме.
5. Духовно-нравственное направление:
- Программа «Служу Отечеству», реализуемая в 1-4-м классах, направлена на
формирование системы нравственных ценностей и развитие творческого мышления у
детей младшего школьного возраста через знакомство с профессией журналиста, на
воспитание у детей доброжелательности, отзывчивости, благодарности, любви к близким
и своей Родине. Программа обеспечивает условия для развития литературных и
творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует
выработке гармоничного целостного мировосприятия.
5. Общекультурное направление:
- Программа «Декоративно-прикладное искусство» реализуемая в 1-4-м классах,
направлена на формирование у учащихся художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности,
овладение образным языком декоративно - прикладного искусства
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью
детей оформляется следующим образом: утверждённая программа внеурочной
деятельности, оформленный журнал посещаемости занятий.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от
урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,
круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад,
соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Каждый курс внеурочной
деятельности носит не только теоретический, но и практический характер. Количество
часов предполагает деление каждого курса на теоретическую и практическую
деятельность, что позволяет обучающимся
активно включаться во внеурочную
деятельность, становиться субъектами образовательного и воспитательного процесса,
готовить себя к активному самоопределению в жизни.

План курсов внеурочной деятельности основного образования

п/
п

Ко-во часов

5
класс

6
клас
с

7
класс

8
класс

неделю

Формы
организации
внеурочной
деятельности

9 класс

№ Направление

1

Спортивнооздоровительн
ое

Народные игры на
воздухе

1

1

0,5

0,5

0.5

3,5

2

Духовнонравственное
Социальное

Служу Отечеству отряд «Юность»
Лидерское движение

-

-

1

-

1

2

-

-

-

1

1

1

ЮИД

-

1

-

-

1

ДЮП

1

-

1

-

2

0,5

0,5

0,5

3

4

Общеинтеллект Выразительное
уальное
чтение
Занимательная
география
Путешествие по
исторической карте
Развитие речи

1
0,5

Общекультурн
ое

6

«Разговоры
важном"

ИТОГО:

о

Страноведение

1,5

1

1

0,5

3

1

Решение
олимпиадных задач
Аудирование
5

0,5

1

1,5
1

0,5

1

3,5

0,5

0,5

1

2

1

0,5

0,5

1

1

1

1

5

5

5

5

0.5

2,5

1

5

20

Всего на организацию внеурочной деятельности в 5-9-м классах отводится: на
организацию курсов внеурочной деятельности 5 часов, на организацию воспитательных
событий 4 -5 часов, в т.ч. регулярные занятия - классные часы. Таким образом, за 5 лет
обучения общий объём внеурочной деятельности составляет до 1750 часов.
События, акции, праздники проводятся в школе в соответствии с планом
воспитательной работы школы и Календаря городских мероприятий. Кураторами
мероприятий являются классные руководители.

Цель данной работы заключается в обеспечении процесса социализации учащихся,
в осуществлении культурно-ориентированных принципов воспитательной деятельности.
Целостное представление о мире, ребята получают через переживание особых
традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как
части целого.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли воспитывающими те виды внеурочной
деятельности, которыми заняты школьники.
Диагностика направлена на изучение личности ученика и создаваемые во
внеурочной деятельности условия развития личности.
Предмет диагностики:
- личность самого обучающегося (в каком направлении происходит развитие
личности, на какие ценности ориентирован ученик, качество отношений);
- коллектив (влияние коллектива на обучающегося, уровень развития коллектива).

4.1. Учебный план основного общего образования
Пояснительная записка
к учебному плану 11 класса основного общего образования
МАОУ СОШ№21 «Байкальская перспектива» г Улан-Удэ»
учебный план для универсального обучения
среднего общего образования для 5-ти дневной учебной недели

Учебный план для 10-11 го классов согласно ФГОС СОО разработан на 20212022 уч. г. на основании:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №
1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» с изменениями от03.06.2008 приказ
№ 164, 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 24.01.2012 № 39, от
31.01.2012 № 69.
-Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении
рекомендаций» по вопросам введения федерального государственного
стандарта основного общего образования, разработанные Российской
академией образования;
-Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г.28
об
утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020 г. №61573);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115
-Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и
федеральные государственные требования. Образовательные стандарты (п.
5.1.); статья 14 Язык образования (п.4, 6); (о родном языке)
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20
июня 2018 г.№ 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков
народов РФ»;

-Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации
прав граждан на получение образования на родном языке»;
Приказом №766 от 23 декабря 2020 года внесены изменения в федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, утверждённый приказом Минпросвещения России от 20 мая
2020 г. № 254»
Приказ опубликован на официальном сайте Министерства просвещения РФ 5
марта 2021 года, зарегистрирован в Юстиции 2 марта 2021 года под рег.
номером 62645
- Устав МАОУ СОШ №21 «Байкальская перспектива» г. Улан-Удэ»;
А также с учетом возрастных особенностей, характерных для обучающихся
на ступени среднего общего образования.
-общий объем нагрузки и максимальный объем недельной аудиторной
нагрузки учащихся: количество учебных занятий за 2 года на одного
учащегося
– не менее 2170 часов (не менее 32 часов в неделю) и не более 2590 часов (не
более 37 часов в неделю). Учебный план МАОУ «СОШ № 21» гарантирует
преемственность уровней общего образования, формирование готовности
учащихся к освоению программ профессионального образования. Учебный
план состоит из двух частей
– обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей при
получении среднего общего образования:
• формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• готовность учащихся к продолжению образования на последующих
уровнях образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование основ здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их
изучение. Она предусматривает следующие обязательные предметные
области:
русский язык и литература;

родной язык и родная литература;
иностранные языки; математика и информатика;
естественные науки; общественные науки;
физическая культура,
экология и основы безопасности жизнедеятельности.
Астрономия
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает
предметы,
курсы по выбору, направленные на реализацию индивидуальных
потребностей учащихся, в соответствии с их запросами. МАОУ "СОШ №21"
реализует универсальный профиль изучения учебных предметов при
получении среднего общего образования. Универсальный профиль изучения
учебных предметов ориентирован, в первую очередь, на учащихся, чей выбор
«не вписывается» в рамки иных профилей. С целью успешного
самоопределения, выбора дальнейшего образовательного маршрута, на
основании запроса учащихся, разработан вариант универсального профиля,
где изучаются на углубленном уровне английский язык 11 класс,
обществознание, экономика -10 класс.
Учебный
план
универсального
профиля
обучения
учащихся
предусматривают изучение не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области, определенной ФГОС СОО. Общими для включения во
все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Родной
язык», «Литература», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй
иностранный язык», «Математика», «Информатика», «Биология», «Химия»,
«Физика», «История», «Обществознание», «География», «Физическая
культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Учебный предмет «Астрономия» изучается в 10-11 классе. Учебный предмет
С целью удовлетворения всех образовательных потребностей учащихся в
учебный план включены элективные курсы: «Практикум по математике», В
учебном плане предусмотрено выполнение учащимися индивидуальных
проектов. Индивидуальный проект выполняется учащимися самостоятельно
под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности:
познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих
концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить

уровень образования, достаточный для успешной социализации учащихся в
10-11 классе.
Основными условиями эффективности обучения и обеспечения его
вариативности является:
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически,
психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное
образовательное пространство для создания оптимальных условий
самоопределения, развития личности учащихся, сохранение и укрепление
здоровья.
Обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие
учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык,
Математика, История, Физическая культура, а также интегрированные курсы
Обществознание (включая экономику и право) и Естествознание.
Среднее общее образование завершается обязательной итоговой
государственной аттестацией выпускников. Обучающиеся, завершившие
среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к
уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в
образовательных учреждениях профессионального образования.
Общее содержание предметных областей определяет обязательный минимум
содержания федерального компонента государственных образовательных
стандартов среднего общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №
1089 с изменениями от 31.01.2012 № 69) и раскрывается в рабочих
программах по учебным предметам.
Рабочие программы отдельных учебных предметов содержат: пояснительную
записку, конкретизирующую общие цели среднего образования с учётом
специфики учебного предмета, общую характеристику учебного предмета,
обоснование места учебного предмета в учебном плане, личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Структура учебного плана среднего общего образования для 10, класса
соответствует выбранному профилю обучения и предусматривает следующее
соотношение
компонентов
и
учебных
предметов:
базовые
общеобразовательные учебные предметы – предметы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки

обучающихся. Профильный общеобразовательный учебный предмет –
английский язык.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных СанПин. При разработке
плана постарались учесть наличие педагогических кадров, материальнотехническое оснащение школы. Режим работы школы определяется
пятидневной рабочей неделей в первую смену. Общий объем нагрузки в
течении дня не должен превышать для обучающихся 10-11 классах – не
более 7 уроков. Продолжительность урока - 45 минут. Также в качестве
обязательного компонента учебного плана среднего общего образования
является элективный курс «Индивидуальный проект». Он выполняется
обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной
теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов
в любой избранной области деятельности: познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течении одного года
или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным
планом. В рамках данного универсального профиля ЭК «Индивидуальный
проект» реализуется в 10 классе в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом. Задача элективного курса «Индивидуальный
проект» – обеспечить обучающихся опытом конструирования социального
выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере
деятельности. Профиль класса является способом введения обучающихся в
ту или иную общественно-производственную практику. Учебный план
профиля строиться с ориентацией на будущую сферу профессиональной
деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования
обучающихся за пределами школы. Выбранный профиль 10 класса
универсальный ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор
«не вписывается» в рамки профилей.
Структура 10-11 класса универсального профиля (2021/2022 учебный год):
 Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной недели
составляет – 34 часа. предметов.

Учебный плана универсального профиля (на 2021-2023уч.г.)
Предметная область

Учебный предмет

10

11

класс

класс

Урове
нь

Коли
честв
о
часов

Русский язык и
литература

Русский язык

2

2

Б

140

Литература

3

3

Б

210

Родной язык и родная
литература

/ Родной язык(руский)

1

1

Б

70

Математика и
информатика

Математика: алгебра и
начала
математического
анализа, геометрия

4

4

Б

280

Информатика

1

1

Б

105

Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

Б

210

Естественные науки

Физика

1

1

Б

70

Биология

1

1

Б

70

Химия

1

1

Б

70

Астрономия

1

Б

35

История

2

2

Б

140

Обществознание

3

3

у

210

География

1

1

Б

70

Экономика

2

у

70

2

у

70

Общественные науки

Право
Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Предметы и курсы по
выбору

Физическая культура

3

3

Б

210

Основы безопасности
жизнедеятельности

1

1

Б

70

Индивидуальный
проект

1

1

ЭК

70

История Бурятии

1

1

ФК

70

Математика

2

2

ФК

140

1

ФК

34

Информатика в задачах
ИТОГО

34

34

2380


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3012) 26-83-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».