Положение об уполномоченном по правам ребенка
МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение об уполномоченном по правам ребенка в МАОУ СОШ № 21
«Байкальская перспектива» (далее - Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН
о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
1.2. Уполномоченный по правам ребенка в МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» (далее
- школьный уполномоченный) избирается в общеобразовательном учреждении (далее учреждение) независимо от форм собственности в порядке, предусмотренном данным
Положением.
1.3. Деятельность школьного уполномоченного направлена на защиту прав и законных интересов
ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего
законодательства.
1.4. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о
правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 №
124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами
международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного
учреждения и настоящим Положением.
1.5. Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и
должностных лиц учреждения.
1.6. Деятельность школьного уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям
иных органов управления учреждением, не отменяет их и не влечет их пересмотра.
1.7. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется на общественных началах.
1.8. Школьным уполномоченным может быть избран только совершеннолетний участник
образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель.
Участник образовательного процесса, занимающий в учреждении административную должность,
не может быть избран уполномоченным.
1.9. Школьный уполномоченный избирается на общем собрании и может быть досрочно
освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий,
увольнения из учреждения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей или иных причин.
Освобождение школьного уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем
собрании.
2. Выборы школьного уполномоченного
2.1. Порядок и процедура выборов школьного уполномоченного определяются настоящим
Положением.
2.2. Школьный уполномоченный избирается общим собранием большинством не менее 1/2
голосов от общего количества голосующих.
2.3. Выборы школьного уполномоченного осуществляются прямым тайным голосованием.
2.4. В выборах участвуют учащиеся с 5 по 11 классы.
2.5. Выборы проводятся один раз в два года.
2.6. Дата выборов школьного уполномоченного и состав Избирательной комиссии определяется
приказом директора учреждения.
2.7. Кандидаты на выдвижение в качестве школьного уполномоченного могут быть предложены
классными коллективами либо осуществить самовыдвижение.
2.8. Для организации и проведения выборов школьного уполномоченного в учреждении
создается избирательная комиссия.
2.9. Выдвижение кандидатур школьного уполномоченного и его доверенного лица
осуществляется на классных собраниях.
2.10. Подготовка и проведение выборов школьного уполномоченного осуществляются открыто и
гласно.
2.11. Начало деятельности школьного уполномоченного оформляется приказом директора
учреждения.
3. Компетенция школьного уполномоченного
3.1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим
Положением; он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному
процессу и компетенции должностных лиц учреждения.
3.2. Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:
защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
формирование правового пространства в учреждении;
формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;
формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;
совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
3.3. Основными задачами школьного уполномоченного являются:
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
профилактика нарушений прав ребенка;
оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании
взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся, но может
принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей
обучающихся), касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные с:
несогласием с выставленными оценками;
несогласием с рабочим расписанием уроков и другими вопросами, относящимися к компетенции
должностных лиц учреждения;
действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления
образованием.
3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного
месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об
этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.
Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не
относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.
Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при
наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать
свои интересы.
3.6. С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:
обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка города УланУдэ;
посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов
самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;
получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения,
администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых
нарушений прав ребенка;
передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее
по существу, если на то есть согласие заявителя;
ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к
дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил
внутреннего распорядка учреждения либо унижения достоинства ребенка;
обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного
расследования по фактам выявленных нарушений при необходимости;
обращаться к Уполномоченному по правам ребенка при недостижении соглашения или
получении отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;
направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о
нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу,
осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации учреждения,
Уполномоченному по правам ребенка в городе Улан-Удэ;
выступать с устным докладом на заседаниях Совета учреждения в случае систематических
нарушений прав детей или унижения их достоинства;
выбирать себе помощников из числа учащихся и других участников образовательного процесса.
Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных
началах.
3.7. Школьный уполномоченный обязан:
проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их
жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;
принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов
ребенка;
в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения
переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к
сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;
осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса
учреждения о правах и законных интересах ребенка;
не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и
психолого-педагогическим проблемам.
3.8. По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет Уполномоченному
по правам ребенка, руководителю муниципального органа, осуществляющего управление в
сфере образования, совету и администрации учреждения доклад о своей деятельности с
выводами и рекомендациями.
3.9. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует с:
Уполномоченным по правам ребенка в городе Улан-Удэ;
отделом образования;
органами опеки и попечительства;
администрацией учреждения;
педагогическим коллективом;
органами самоуправления учреждения;
учреждениями социальной защиты населения;
правоохранительными органами;
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов;
правозащитными, общественными организациями.
4. Обеспечение деятельности школьного уполномоченного
4.1. Администрация учреждения вправе оказывать содействие деятельности школьного
уполномоченного, а также создавать условия для повышения ее эффективности.
4.2. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности
школьного уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.
4.3. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется при содействии областных
(муниципальных) органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов
социальной защиты населения, здравоохранения, Уполномоченного по правам ребенка в городе
Улан-Удэ, вузов и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому
образованию.
4.4. Администрацией учреждения могут рассматриваться варианты стимулирования школьного
уполномоченного, не противоречащие действующему законодательству.