Положение об уполномоченном по правам ребенка МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об уполномоченном по правам ребенка в МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» (далее - Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. 1.2. Уполномоченный по правам ребенка в МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» (далее - школьный уполномоченный) избирается в общеобразовательном учреждении (далее учреждение) независимо от форм собственности в порядке, предусмотренном данным Положением. 1.3. Деятельность школьного уполномоченного направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства. 1.4. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением. 1.5. Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и должностных лиц учреждения. 1.6. Деятельность школьного уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов управления учреждением, не отменяет их и не влечет их пересмотра. 1.7. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется на общественных началах. 1.8. Школьным уполномоченным может быть избран только совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель. Участник образовательного процесса, занимающий в учреждении административную должность, не может быть избран уполномоченным. 1.9. Школьный уполномоченный избирается на общем собрании и может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из учреждения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей или иных причин. Освобождение школьного уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании. 2. Выборы школьного уполномоченного 2.1. Порядок и процедура выборов школьного уполномоченного определяются настоящим Положением. 2.2. Школьный уполномоченный избирается общим собранием большинством не менее 1/2 голосов от общего количества голосующих. 2.3. Выборы школьного уполномоченного осуществляются прямым тайным голосованием. 2.4. В выборах участвуют учащиеся с 5 по 11 классы. 2.5. Выборы проводятся один раз в два года. 2.6. Дата выборов школьного уполномоченного и состав Избирательной комиссии определяется приказом директора учреждения. 2.7. Кандидаты на выдвижение в качестве школьного уполномоченного могут быть предложены классными коллективами либо осуществить самовыдвижение. 2.8. Для организации и проведения выборов школьного уполномоченного в учреждении создается избирательная комиссия. 2.9. Выдвижение кандидатур школьного уполномоченного и его доверенного лица осуществляется на классных собраниях. 2.10. Подготовка и проведение выборов школьного уполномоченного осуществляются открыто и гласно. 2.11. Начало деятельности школьного уполномоченного оформляется приказом директора учреждения. 3. Компетенция школьного уполномоченного 3.1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением; он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения. 3.2. Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются: защита прав и законных интересов ребенка в учреждении; формирование правового пространства в учреждении; формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса; формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества; совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса. 3.3. Основными задачами школьного уполномоченного являются: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка; профилактика нарушений прав ребенка; оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса. 3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей обучающихся), касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних. Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные с: несогласием с выставленными оценками; несогласием с рабочим расписанием уроков и другими вопросами, относящимися к компетенции должностных лиц учреждения; действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием. 3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме. Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ. Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы. 3.6. С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право: обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка города УланУдэ; посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением; получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса; проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка; заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка; передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя; ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения либо унижения достоинства ребенка; обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений при необходимости; обращаться к Уполномоченному по правам ребенка при недостижении соглашения или получении отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации; направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации учреждения, Уполномоченному по правам ребенка в городе Улан-Удэ; выступать с устным докладом на заседаниях Совета учреждения в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства; выбирать себе помощников из числа учащихся и других участников образовательного процесса. Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах. 3.7. Школьный уполномоченный обязан: проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь; принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка; в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения; осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка; не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя; систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам. 3.8. По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет Уполномоченному по правам ребенка, руководителю муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, совету и администрации учреждения доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями. 3.9. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует с: Уполномоченным по правам ребенка в городе Улан-Удэ; отделом образования; органами опеки и попечительства; администрацией учреждения; педагогическим коллективом; органами самоуправления учреждения; учреждениями социальной защиты населения; правоохранительными органами; комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов; правозащитными, общественными организациями. 4. Обеспечение деятельности школьного уполномоченного 4.1. Администрация учреждения вправе оказывать содействие деятельности школьного уполномоченного, а также создавать условия для повышения ее эффективности. 4.2. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности школьного уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица. 4.3. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется при содействии областных (муниципальных) органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов социальной защиты населения, здравоохранения, Уполномоченного по правам ребенка в городе Улан-Удэ, вузов и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию. 4.4. Администрацией учреждения могут рассматриваться варианты стимулирования школьного уполномоченного, не противоречащие действующему законодательству.