1. Общие положения 1.1. Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 1.2. В первом, втором и третьем (1 четверти) классах начальной школы система контроля и оценки базируется на содержательно-оценочной основе, исключающей применение отметок. Содержательный контроль и оценка отражают, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его психического и интеллектуального развития. 1.3. Основными принципами безотметочного обучения являются: · критериальность – в основу содержательного контроля и оценки положены однозначные и предельно чёткие критерии, выработанные совместно с учащимися; · приоритет самооценки – заключается в формировании способности учащихся самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности. Для выработки адекватной самооценки необходимо осуществлять сравнение двух самооценок обучаемых – прогностической и ретроспективной (оценки предстоящей и выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; · непрерывность – учитывает непрерывный характер процесса обучения и предполагает переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, исправление которой считается прогрессом в обучении; · гибкость и вариативность инструментария оценки – подразумевает использование разнообразных видов оценочных шкал, позволяющих гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика; · сочетание качественной и количественной составляющих оценки : качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.; количественная – позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать настоящие успехи ученика с его предыдущими достижениями, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки даёт наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей; · естественность процесса контроля и оценки – в целях снижения стресса и напряжения учащихся контроль и оценка должны проводиться в естественных условиях. В характеристику учебнопознавательной деятельности школьников следует включать результаты ежедневных наблюдений их учебной работы. 1.4. Основные виды контроля: - предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся; - текущий контроль, способствующий выявлению уровня развития учащихся и степени их продвижения в освоении программного материала; - итоговый контроль, помогающий установить итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов их учебной деятельности; - внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка); - внутренний или рефлексивный контроль, производимый учащимися и обращённый на понимание принципов построения и реализации собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). 1.5. Главная функция самооценки на начальном этапе обучения заключается в определении учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также в осознании тех проблем, которые ещё предстоит решить в процессе учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. 2. Контроль и оценка уровня развития учащихся 2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление их индивидуальной динамики развития (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных достижений школьников за текущий и предыдущий периоды 2.2. Основополагающие показатели развития учащихся следующие: · сформированность учебно-познавательного интереса; · установление первостепенных ценностных ориентиров, обусловливающих мотивацию и потребности личности, а также усвоение нравственных норм поведения; · сформированность общеучебных умений; · способность определять границы своего знания – незнания; · готовность осуществлять действия самоконтроля и самооценки; · умение применять изученные способы действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи; · самостоятельность суждений, критичность по отношению к себе и товарищам; · способность к согласованным действиям в коллективе с учётом позиции других школьников. 3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся 3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими детьми. 3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: · стартовые и итоговые проверочные работы; · текущие проверочные работы; · тестовые диагностические работы; · устный опрос; · проверка сформированности навыков письма (списывание) и чтения (скорость чтения); · демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного материала в течение года. Стартовая работа проводится в начале учебного года в целях определения актуального уровня знаний учащихся, необходимого для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу на уроке. Текущий контроль используется для того, чтобы фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объём знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы, как правило, завершают изучение наиболее значимых тем программы. Тестовые работы по математике, русскому языку включают в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действий, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. По курсу «Мы и окружающий мир» текущий, тематический и итоговый контроль возможен также в форме тестовых заданий. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть начальной школы. во всех классах Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного полугодия, года. 3.3. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. 3.4. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется с учётом результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 3.5. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения знаниями, умениями и навыками выглядит следующим образом: · высокий уровень – 85-100%; · средний уровень – 40-84%; · низкий уровень – менее 40%. 3.6. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета путём анализа учебных достижений учащихся. 3.7. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. 4. Ведение документации 4.1. Документация учителя: 4.1.1. Календарно-тематическое планирование, составляемое по каждому предмету на год, служит основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу. 4.1.2. Электронный журнал – является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в электронный журнал учащихся 1 класса не выставляются. 4.1.3. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведёт систематический учёт усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому учебному предмету. Данные учёта фиксируются как на отдельного учащегося (Папка диагностика учебных достижений учащегося), так и на класс в целом (Папка диагностика учебных достижений по классу). Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно. Учитель вправе видоизменять таблицы, диаграммы, вносить в них корректировки. Качество усвоения знаний и умений может быть зафиксировано следующими видами оценочных суждений: «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки); «±» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит; «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит. Качество усвоения знаний и умений может быть отражено в цвете: Красный – высокий уровень, Зелёный – средний уровень, Синий цвет – низкий уровень. Или в оценочных суждениях и в цвете: Красный цвет - отлично Зелёный цвет - есть ошибки Синий цвет– нужна помощь Результаты проведения контроля заполняются учителем и заносятся в папку диагностики учебных достижений. В соответствии с данными учитель планирует и организует дифференцированную и индивидуальную работу на уроках и во время внеурочной деятельности. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)