Положение о безотметочном обучении

1. Общие положения

1.1. Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как форма
количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.2. В первом, втором и третьем (1 четверти) классах начальной школы система контроля и оценки
базируется на содержательно-оценочной основе, исключающей применение отметок.
Содержательный контроль и оценка отражают, прежде всего, качественный результат процесса
обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и
уровнем его психического и интеллектуального развития.
1.3. Основными принципами безотметочного обучения являются:
· критериальность – в основу содержательного контроля и оценки положены однозначные и
предельно чёткие критерии, выработанные совместно с учащимися;
· приоритет самооценки – заключается в формировании способности учащихся самостоятельно
оценивать результаты своей учебной деятельности. Для выработки адекватной самооценки
необходимо осуществлять сравнение двух самооценок обучаемых – прогностической и
ретроспективной (оценки предстоящей и выполненной работы). Самооценка ученика должна
предшествовать оценке учителя;
· непрерывность – учитывает непрерывный характер процесса обучения и предполагает переход
от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса
движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, исправление которой считается
прогрессом в обучении;
· гибкость и вариативность инструментария оценки – подразумевает использование
разнообразных видов оценочных шкал, позволяющих гибко реагировать на прогресс или регресс в
успеваемости и развитии ученика;
· сочетание качественной и количественной составляющих оценки : качественная составляющая
обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные
характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету,
уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.;
количественная – позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся,
сравнивать настоящие успехи ученика с его предыдущими достижениями, сопоставлять
полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной
составляющих оценки даёт наиболее полную и общую картину динамики развития каждого
ученика с учётом его индивидуальных особенностей;
· естественность процесса контроля и оценки – в целях снижения стресса и напряжения учащихся

контроль и оценка должны проводиться в естественных условиях. В характеристику учебнопознавательной деятельности школьников следует включать результаты ежедневных наблюдений
их учебной работы.
1.4. Основные виды контроля:
- предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития
учащихся;
- текущий контроль, способствующий выявлению уровня развития учащихся и степени их
продвижения в освоении программного материала;
- итоговый контроль, помогающий установить итоговый уровень знаний учащихся по предметам и
степень сформированности основных компонентов их учебной деятельности;
- внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и
взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный контроль, производимый учащимися и обращённый на
понимание принципов построения и реализации собственной деятельности (самоконтроль и
самооценка).
1.5. Главная функция самооценки на начальном этапе обучения заключается в определении
учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также в
осознании тех проблем, которые ещё предстоит решить в процессе учебной деятельности.
Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и
развитие самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
2. Контроль и оценка уровня развития учащихся
2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление их
индивидуальной динамики развития (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом
индивидуальных особенностей и личных достижений школьников за текущий и предыдущий
периоды
2.2. Основополагающие показатели развития учащихся следующие:
· сформированность учебно-познавательного интереса;
· установление первостепенных ценностных ориентиров, обусловливающих мотивацию и
потребности личности, а также усвоение нравственных норм поведения;
· сформированность общеучебных умений;
· способность определять границы своего знания – незнания;
· готовность осуществлять действия самоконтроля и самооценки;
· умение применять изученные способы действия в соответствии с новыми условиями учебной
задачи;
· самостоятельность суждений, критичность по отношению к себе и товарищам;
· способность к согласованным действиям в коллективе с учётом позиции других школьников.
3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся
3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики
усвоения ребёнком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с
другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
· стартовые и итоговые проверочные работы;
· текущие проверочные работы;
· тестовые диагностические работы;
· устный опрос;
· проверка сформированности навыков письма (списывание) и чтения (скорость чтения);
· демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного материала в течение года.
Стартовая работа проводится в начале учебного года в целях определения актуального уровня
знаний учащихся, необходимого для продолжения обучения. На основе полученных данных
учитель организует коррекционно-дифференцированную работу на уроке.
Текущий контроль используется для того, чтобы фиксировать степень освоения программного
материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой
теме объём знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе
обучения.

Тематические проверочные работы, как правило, завершают изучение наиболее значимых тем
программы.
Тестовые работы по математике, русскому языку включают в себя задания, направленные на
проверку пооперационного состава действий, которым необходимо овладеть в рамках данной
учебной темы. По курсу «Мы и окружающий мир» текущий, тематический и итоговый контроль
возможен также в форме тестовых заданий.
Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть
начальной школы.

во всех классах

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного полугодия, года.
3.3. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе
содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации
(представления) результатов обучения за год.
3.4. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется с учётом результатов
проверочных работ по предмету.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном
отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
3.5. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения знаниями,
умениями и навыками выглядит следующим образом:
· высокий уровень – 85-100%;
· средний уровень – 40-84%;
· низкий уровень – менее 40%.
3.6. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета путём
анализа учебных достижений учащихся.
3.7. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании
промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы
по предмету.
4. Ведение документации
4.1. Документация учителя:
4.1.1. Календарно-тематическое планирование, составляемое по каждому предмету на год, служит
основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок
по курсу.
4.1.2. Электронный
журнал – является главным документом учителя и заполняется
соответственно программе. Отметки в электронный журнал учащихся 1 класса не выставляются.
4.1.3. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель
ведёт систематический учёт усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в
основные требования программы по каждому учебному предмету. Данные учёта фиксируются как
на отдельного учащегося (Папка диагностика учебных достижений учащегося), так и на класс в
целом (Папка диагностика учебных достижений по классу). Форму и способы фиксации
учебных достижений учащихся учитель определяет самостоятельно. Учитель вправе видоизменять
таблицы, диаграммы, вносить в них корректировки.

Качество усвоения знаний и умений может быть зафиксировано следующими видами оценочных
суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«±» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Качество усвоения знаний и умений может быть отражено в цвете:
Красный – высокий уровень,
Зелёный – средний уровень,
Синий цвет – низкий уровень.
Или в оценочных суждениях и в цвете:
Красный цвет - отлично
Зелёный цвет - есть ошибки
Синий цвет– нужна помощь
Результаты проведения контроля заполняются учителем и заносятся в папку диагностики
учебных достижений. В соответствии с данными учитель планирует и организует
дифференцированную и индивидуальную работу на уроках и во время внеурочной деятельности.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3012) 26-83-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».